Главная  Контакты  
Table of contents
Оглавление
Предисловие
Глава I. Общий очерк воззрений на человеческую природу
Глава II. Гармонии и дисгармонии низших существ
Глава III. Гипотеза о происхождении человека от обезьяны
Глава IV. Дисгармонии в устройстве пищеварительных органов человека
Глава V. Дисгармонии в устройстве и в отправлениях органов воспроизведения
Глава V.2. Дисгармонии в устройстве и в отправлениях органов воспроизведения
Глава VI. Дисгармонии в инстинкте самосохранения
Глава VII. Попытки религии в борьбе с дисгармониями человеческой природы
Глава VII.2. Попытки религии в борьбе с дисгармониями человеческой природы
Глава VIII. Попытки философских систем бороться с дисгармониями человеческой природы
Глава VIII.2. Попытки философских систем бороться с дисгармониями человеческой природы
Глава IX. Чего может достигнуть наука в борьбе с болезнями
Глава IX.2. Чего может достигнуть наука в борьбе с болезнями
Глава X. Введение в научное изучение старости
Глава X.2. Введение в научное изучение старости
Глава XI. Введение в научное изучение смерти
Глава XII. Общий обзор и выводы
Творческий путь
Творческий путь, 2
Творческий путь, 3
Творческий путь, 4
Творческий путь, 5

 

Часть II 

ПОПЫТКИ УМЕНЬШИТЬ ЗЛО, 

ПРОИСХОДЯЩЕЕ ОТ ДИСГАРМОНИЙ 

ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ПРИРОДЫ 

РЕЛИГИЯ И ФИЛОСОФСКИЕ СИСТЕМЫ 

Глава VII 

ПОПЫТКИ РЕЛИГИИ В БОРЬБЕ С ДИСГАРМОНИЯМИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ПРИРОДЫ 

Анимизм как основа первобытных религий.- Отношение еврейской религии к верованию в бессмертие души.- Китайские религии.- Почитание предков в религии Конфуция.- Представление бессмертия в религии таоистов.- Бессмертие души в религии буддистов.- Рай китайских буддистов.- Почитание предков наравне с богами.- Влияние религиозных верований на страх смерти.- Пессимизм учения Будды.- Значение нирваны.- Смирение, проповедуемое Буддой.Возражения против бессмертия души.- Чувствительность клеток нашего организма.- Религиозная гигиена.- Приемы религий в регулировании воспроизводительной функции и сохранении здоровья.- Неуспех религий в борьбе с дисгармониями человеческой природы. 

Человечество не могло ждать научного выяснения дисгармоний нашей природы для борьбы с ними. Желание жить, сохранить здоровье, удовлетворять инстинктам и согласовать их с самых ранних ступеней сознательной жизни заставляло человека придумывать различные средства для устранения несовершенств своей природы. 

Мы уже видели, что инстинкт, контролирующий выбор пищи, даже у животных не в состоянии предохранить от потребления вредных веществ. С давних пор человек должен был убедиться в недостаточности инстинктов и пуститься в поиски более точных указаний для различения полезной пищи от способной вызывать заболевание и смерть. Для выработки извест 

122 

ных правил гигиены вся проницательность первобытного человека должна была направляться на наблюдение за действием питательных веществ. 

Воспроизводительная деятельность со своими многочисленными несовершенствами точно так же с незапамятных времен привлекала внимание человека, впадавшего в ошибки при слепом повиновении инстинктам. 

Инстинкт жизни и страх смерти лежали в основе побуждений первобытного человека в его искании выхода из трудного положения, созданного дисгармониями его природы. Именно в интересах здоровья и жизни приходилось отыскивать полезную пищу и регулировать половое отправление. 

С пробуждением разума человек судил о неизвестном по аналогии с тем, что ему было наиболее знакомо, т.е. с самим собой. Вот почему он приписывал всем окружавшим его предметам свойства и побуждения, присущие ему самому. По его мнению, не только все живые существа обладали волей и умом, но даже и неодушевленные тела способны были действовать подобно человеку. 

Из этого первобытного понятия и возникло то, что Тэйлор1 назвал анимизмом, "этой основой философии религий диких рас и цивилизованных народов". Умирая, человек не вполне исчезает, а только превращается в новое состояние. Труп живет не так, как мы, но, тем не менее, он продолжает жить, - особенным образом, хотя и сходно с нами. Такоепредставление отвечало потребности сохранения жизни и боязни смерти, - т.е. полного исчезновения. Оно есть не что иное, как вера в бессмертие, или в будущую жизнь. 


Страница 1 из 8: [1]  2   3   4   5   6   7   8   Вперед